«То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Эфес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.»
(Отк.1:11)
Семь церквей Апокалипсиса — семь важнейших церквей раннего христианства. Также известны как Семь церквей Асии или религиозный тур в Турцию. Во время пребывания на острове Патмос Святому Иоанну было видение о семи церквях в Асии, а также о будущем церкви и мира. Его он изложил в откровениях, которые содержат похвалыих христианской жизни и вере, порицание их недостатков, увещания, угрозы и обещания. Содержание этих откровений и наставлений имеют отношение к состоянию церковной жизни малоазийских церквей в конце первого века. Но вместе с тем относится и ко всей Церкви вообще на всем протяжении ее существования на земле.
Порядок семи церквей – Эфес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сарды, Филадельфия и Лаодикия – соответствует маршруту, которому следуют паломники. По преданию после изгнания апостола Иоанна на остров Патмос, он вернулся в Эфес, где и умер в возрасте 100 лет. Согласно церковным летописям, апостол Иоанн приехал в Эфес с многочисленными палестинскими христианами около 65 года н.э. Во времена служения Святого Павла в Эфесе было создано много церквей в Азии.
Эфес – религиозный тур в Турцию
Ангелу Эфесской церкви напиши: Так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;
ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
Имеющий уши да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
(Отк. 2:1-7)
Апостол Павел оставался в Ефесе два года и изо дня в день учил верующих Слову Божьему, являя множество мощных чудес. Через него совершались сверхъестественные чудеса! Когда на больных возлагались платки и опоясания, которые касались тела Павла, люди исцелялись, и из них выходили злые духи. Благодаря этим чудесам, в Эфесе повсеместно распространялось Евангелие Иисуса Христа, и многие греки и иудеи уверовали в Иисуса Христа. Впоследствии ремесленники, делавшие серебряные храмы богини Артемиды, которой поклонялись многие жители Ефеса, начали тревожиться о своих доходах. Вместе с другими ремесленниками они задумали убить апостола Павла. Их тревожило то, что горожане из-за веры в Иисуса Христа не станут больше поклоняться Артемиде. Ремесленники взбудоражили большинство горожан, и весь город был охвачен смятением и яростью. Они носились по городу в погоне за Павлом и его спутниками. Но, несмотря на это жестокое гонение, церковь в Эфесе, которая была основана апостолом Павлом, продолжала расти благодаря самоотверженности Тимофея и апостола Иоанна.
В самом начале обращения, адресованного церкви в Эфесе, указываются и его отправитель, и его получатель. Отправителем является «Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников», а адресовано письмо «Ангелу Ефесской церкви». Одно из назначений ангелов – исполнять Божьи поручения и доставлять Его послания. То есть под ангелом Ефесской церкви подразумевается пастор, который служил в Эфесе.
Конфликты привели церковь к тому, что она утратила первую любовь Христа и его святых. Местоположение Эфеса менялось три раза в течение его ранней истории. До тех пор пока церковь не раскается, Иисус угрожал перенести ее светильник из ее выдающегося места среди азиатских церквей. «Золотые светильники» – это церкви, которые были куплены ценой драгоценной Крови Иисуса Христа, церкви, которые были основаны Им и которые обладают духовной верой, подобной золоту.
Смирна
И Ангелу Смирнской церкви напиши: Так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
Имеющий уши (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.
(Отк. 2:8-11)
Церковь в Смирне столкнулась с большим давлением со стороны Еврейских властей, называемых синагога Сатаны. На сегодняшний день нет никаких археологических свидетельств существования такой синагоги. Она закрыла свои двери для христиан, и ее лидеры подстрекали римские власти подвергать гонениям церковь.
Евреи позже сыграли аналогичную роль в мученичестве Епископа Смирны, Поликарпа. «Венец жизни» является, возможно, намеком на Акрополь горы Пагус, которая как бы нависает над городом. Некоторые из древних писателей, такие как Аристид, описывают ее как «Корона Смирны». Какой бы временной короной ни пользовались граждане Смирны, верующим был гарантирован вечный венец.
Им также было обещано освобождение от второй смерти. В древнем мире существовала связь между смертью и Смирной. Название этого города от греческого обозначает душистые специи и благовония для бальзамирования умерших. Большое количество мифов, связанных со смертью, стало ассоциироваться со Смирной, в частности о Ниобе, заплаканное лицо которой было запечатлено в мраморе близлежащей горы Сипил.
Пергам
И Ангелу Пергамской церкви напиши: Так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.
Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.
Имеющий уши (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.
(Отк. 2:12-17)
Город, к которому обращает эту речь, восхваляя верных за твердое перенесение искушений, был идольский. Мечем обоюду острым называет или учение Евангелия, обрезующее сердца людей и отделяющее верующих от нечестивых, или же осуждение, отсекающее нечестивых от Церкви.
Римский губернатор Азии осуществлял власть над жизнью и смертью – «право меча» (ius gladii) – в своей провинции. Иисус провозгласил более высокий орган власти со своим обоюдоострым мечом. Один из лидеров церкви, Антипа, уже был замучен в городе. Он был единственным человеком, названным в книге Откровений мучеником.
Этот город, как видно, имел два беззакония: во-первых, в нем было много еллинов, а во-вторых, и между именующимися верными были николаиты, как смешавшиеся с пшеницею злые плевелы. Поэтому и упоминает о Валааме, говоря: иже учаше Валака. Этими словами указывает на мысленного Валаама диавола, который научил некогда Валака чрез чувственного Валаама соблазнить на блуд и идолопоклонство израильтян (Нав. 24,9), ибо они, прельстившись, пали так низко, что принесли жертвы Веельфегору.
Фиатира
И Ангелу Фиатирской церкви напиши: Так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.
Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.
Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю.
Имеющий уши (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.
(Отк. 2:18-29)
Церковь в Фиатире страдала от ложной пророчицы, символично названной Иезавели в честь злой королевы Израиля, которая поклонялась идолам. Она вместе с Николаитами выступала за компромисс с некоторыми языческими практиками. Мясо в древнем мире приносили в жертву богам в языческих храмах, прежде чем продавать его на публичных рынках; многие христиане отказывались есть мясо, принесенное в жертву божествам.
Фиатира была известна своими торговыми организациями (см. Лидия; Деяния 16:14), которые устраивали пиры в языческих храмах. После вкушения блюд и напитков, здесь часто устраивались оргии. Иезавель и Николаиты, видимо, мирились с таким поведением из-за ложного понимания свободы во Христе.
Сарды
И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся.
Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны.
Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.
Имеющий уши да слышит, что Дух говорит церквам.
(Отк. 3:1-6)
Послание Сардийской церкви указывает на протестантскую церковь, которая подняла голос против заблуждений католицизма, но так как она не имеет достойных дел, её влияние угасает: «ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв». Одновременно послание отмечает, что в Сардийской церкви, как и во всех церквах того и нашего времени, были разные люди. Это также видно из апостольских посланий, особенно – в Коринфской церкви.
Когда кто-нибудь совершал преступное деяние и был осужден, он лишался гражданства, и его имя вычеркивалось из реестра. Верующие, которым удавалось остаться в реестре, никогда не могли быть вычеркнуты из вечной книги жизни.
Город считался текстильным центром, где производилась шерсть для изготовления гиматий, наиболее распространенной верхней одежды для мужчин и женщин в греко-римском мире. Белый цвет в книге Откровений всегда означал чистоту и достоинство. Таким образом, белые одежды считались наиболее подходящей наградой для победителей.
ЦЕРКОВЬ ФИЛАДЕЛЬФИИ
И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит, говорит так: Знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя.
И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего.
Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
Имеющий уши да слышит, что Дух говорит церквам.
(Отк. 3:7-13)
Церковь в Филадельфии находилась на важном перекрестке императорской почтовой дороги, которая вела из Рима через Трою, Пергаму и Сарды в Тарсус и на восток. Это была открытая дверь для того, чтобы делиться с жаждущими Евангелием.
Тем не менее, здесь тоже против верующих выступала Синагога Сатаны. Хотя никаких археологических свидетельств существования синагоги найдено не было, в 10 милях к востоку от города была обнаружена надпись, датируемая 3-м веком н.э., гласившая «Еврейская синагога».
Филадельфия была расположена в сейсмоопасной области. И Сарды, и Филадельфия были опустошены землетрясениями, случившимися в 17 году н. э. Азиатские храмы были построены так, чтобы выдерживать сильные землетрясения. Их основания были заложены на слое древесного угля, покрытого шерстью рун, создававших «плавающие» конструкции, которые двигались на земле как плот. Каждый блок присоединялся к другому металлическими скобами, так что платформа составляла единое целое.
Храм Божий был наиболее безопасным и защищенным местом в городе, поэтому обещание быть столпом в храме Господнем означало безопасность и защиту. Начертанные столбы находят по всему Эгейскому побережью Турции. Ярким примером является храм Зевса в Эуромос с посвятительными надписями на десяти из одиннадцати колонн.
Филадельфия получала новое имя дважды в первом веке: в первый раз после землетрясения в 17 веке н. э. – «Неокесария» в благодарность за щедрость Тиберия, во второй раз – «Флавия» после того как Веспасиан оказал городу финансовую помощь после аналогичной катастрофы.