Турецкие ковры

0
216

Путешествие в Турцию не может считаться полным без покупки или хотя бы серьезного знакомства с турецким ковром. Для многих туристов это едва ли не основная цель путешествия. Но купить ковер – это не то же самое, что купить какую-нибудь традиционную безделушку или сувенир. Такая покупка может проделать существенную дыру в вашем бюджете.

К тому же, путешествуя по стране, вы столкнетесь с таким многообразием ковров всех мыслимых размеров, форм и расцветок, что неподготовленному покупателю будет практически невозможно сделать правильный выбор. Поэтому планируя подобное приобретение, желательно провести некоторую домашнюю работу перед отъездом в Турцию.

Для того чтобы составить представление о процессе производства, оценить опыт мастеров, ощутить культурные и исторические связи, лучше всего посетить мастерскую по изготовлению ковров. Это, конечно, будет целый ритуал с чаепитием и демонстрацией всего ассортимента, и хотя сделка здесь вряд ли окажется самой выгодной, но зато гарантированы широкий выбор и качество, а также услуги по отправке ваших покупок домой.

Турецкие ковры и коврики, сплетенные вручную или тканные, ворсовые и безворсовые относятся к самым известным произведениям искусства в мире. Исторически религиозные, культурные, социально-политические и социально-экономические условия создавали предпосылки для возникновения и развития подобного вида творчества среди народов и этнических групп в Центральной Азии. Термин, как правило, охватывает не только продукцию современной территории Турции, но и тюркских народов, живущих в других странах, главным образом в Восточной Анатолии.

Никто не знает точно, когда и где появился первый связанный ковер. Однако старейший из «выживших» был обнаружен в древних захоронениях в Алтайских горах в Сибири российским археологом Руденко в 1947 году, и в настоящее время находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ковер был соткан с применением традиционного турецкого двойного узла и содержит около 347 тысяч узлов на квадратный метр. Общий его размер – 6 x 6,5 м. Датируется он 5 в. до н.э.

Во время раскопок в одном из самых старых поселений Çatalhöyük (Чатал-Хююк), к востоку от Коньи в центре Анатолийского региона, нашли фрагменты килима, датируемые около 7000 лет до н.э. Большинство из них оформлены геометрическими и стилизованными орнаментами, которые аналогичны другим историческим и современным конструкциям.

Появившись из традиций кочевых тюркских народов, турецкий ковер, как и персидский, развивался во времена средневекового периода сельджуков. Многие стили дизайна достигли своего совершенства во времена ранней Османской империи, и многие современные экземпляры, особенно для экспорта, выдержаны в стиле этого периода.

Во времена Османского правления несколько турецких племен решили осесть и выстроить деревни и города. На берегу Мраморного моря в 60 километрах от Стамбула образовалась деревня Хереке (Hereke). Здесь создалась первая придворная ковроткаческая мастерская, в которой создавались ковры необычно больших размеров для украшения Османских дворцов. Эти исключительно прекрасные ковры использовались также для завязывания и поддержания отношений с европейскими странами, в качестве подарков королям и полководцам. К концу XIV века, благодаря купцам и торговцам Флоренции и Генуи, турецкие ковры стали появляться в домах и церквях европейцев.

Турецкие ковры (также известные как Анатолийские) производятся с использованием различных стилей, происходящих из различных регионов Анатолии. Важные отличия между этими стилями могут выражаться в материалах, методах производства, мотивах, культурной самобытности и вариантах предполагаемого использования.

Население Анатолии на протяжении веков составляли различные великие древние цивилизации, такие как хетты, фригийцы, ассирийцы, древние персы, древние греки. Позже сельджуки и османы. Существуют документальные записи об использовании ковров древними греками и персами, но можно лишь догадываться, что из себя представляли эти ковры. Считается, что вязаные ковры достигли Малой Азии и Ближнего Востока с нашествием различных кочевых племен в поздний период великих тюркских миграций VIII и IX веков.

Очень мало известно об истории ковров до XII-XIV веков. Экземпляры Сельджукского периода были найдены в различных Турецких мечетях, сейчас все они находятся в музеях или частных коллекциях.

Сельджукские ковры характеризуются геометрическими и стилизованными растительными мотивами, повторяющимися рядами. В начале XIV века на турецких коврах появились стилизованные фигуры крупных животных. Затем появились цветочные мотивы в виде тюльпанов, гиацинтов, гвоздик и роз.
Современная история ковров началась в XIX веке с развитием хлопковой промышленности и производств, процветавших в Азербайджане, Иране и Средней Азии, с целью удовлетворения постоянно растущего спроса на ковры ручной работы на международном рынке.

Географическое расположение Турции, большая разница дневных и ночных, и сезонных температур диктовали свои причины распространения ковроткачества. В основном изготавливаемые из шерсти и хлопка, редко из шелка, ковры служили для сохранения тепла в жилищах. Их раскладывали на полу, вешали на стены, в дверные проемы. Также они использовались как украшение дома, мешки для зерна, сумки на верблюдов, подушки, одеяла, покрывала, занавески, скатерти, коврики для молитвы и торжественных случаев, в качестве перегородок в жилищах.

Сегодня ковры изготавливаются более чем в 750 деревнях и племенных поселениях. Все они отличаются друг от друга своим особенным дизайном, символикой и цветовой палитрой.

Хотя существует множество вариаций ковров в зависимости от провинции, где они были сделаны, все же турецкие ковры очень узнаваемы и отличаются от других, например, персидских или кавказских. Помимо классического двойного узла, цветовой схемы и конструктивных особенностей, они отличаются самобытностью и отражением национальных особенностей.

В традиционных домашних хозяйствах женщины и девочки занимаются ковроткачеством, как в качестве хобби, так и для зарабатывания денег. Женщины учатся этому ремеслу с раннего возраста, посвящая этому несколько месяцев или даже лет, для того, чтобы создавать красивые ворсовые ковры и плетеные килимы, которые используются во всех сферах повседневной жизни.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here