Техники изготовления турецких ковров

0
396

Существуют два основных вида ковров: собственно ворсовые ковры (халы), которые создаются вязкой узлов, и безворсовые (килим), ткущиеся посредством вертикальных (основа) и горизонтальных (уток) нитей. Килим обычно изготавливают в особой технике ткачества, когда между узорами образуются щелевые просветы.

Мотив на ковре создается путем добавления третьей нити. В зависимости от техники выполнения различают три вида:

– в Cicim мотивы обычно разбросаны или расположены группами, но никак между собой не связаны. Мотивы вывязаны таким образом, что они выглядят как вышивка на основном фоне;

– в Zili вся поверхность покрыта вертикальными полосами в виде шнуров, придавая этому типу ковров характерный вид;

– Sumak тоже отличается особой манерой наложения нити.

Все три техники могут быть использованы вместе в одном изделии.

Существует два основных типа узлов, которые используются в изготовлении ковров. Первый из них называется двойной узел или турецкий узел, он придает изделию прочность и долговечность. Второй известен как одинарный узел или персидский узел.

Ковровые узлы, которые применяются при производстве турецких ковров – это двойные узлы, которые иначе называются симметричной вязкой. Каждый узел при такой вязке делается на двух нитях основы. При таком способе вязки узлов каждый кончик ворсовой нити ковра навивается сразу на две нити основы, затем пропускается вниз между этими двумя нитями основы, вытягивается, закрепляется и затем отрезается.

В изготовлении ковров ручной работы используются только натуральные материалы. Традиционно ковры в Турции изготавливаются из шерсти или хлопка, однако можно встретить и изделия из шелка. Ковры из шерсти получаются мягкими, долговечными и не очень дорогими. Обычно используется овечья шерсть, иногда козья или верблюжья. Очень часто шерсть не окрашивается, а используется в естественном виде, натуральных цветов: белого, коричневого, желтого и серого. Перед началом процесса шерсть для ковра моется, прочесывается, прядется и окрашивается. Хлопок используется в основном для основания ковра.

Турецкий ковёр состоит из двух частей: основа ковра, которая состоит из нитей, натянутых на раму станка, и небольших нитей для ворсовой части ковра. Эти нити, из которых изготавливается непосредственно мягкая и бархатистая часть ковра, в результате складываются в уникальный ковровый орнамент.

ВИДЫ ТУРЕЦКИХ КОВРОВ

1. Шёлк на шёлке – если и основа и ворс ковра сделаны из шёлка. Это настоящее произведение искусства. Количество узелков может достигать более 750 на квадратный сантиметр. Однако такие ковры могут использоваться только в декоративных целях и не бывают размером более 3х3 м. Известно, что женщины редко берутся за работу над большим шелковым ковром, например 2,7х3,7 м, потому что работа над таким изделием занимает около шести лет, даже при работе группой. Поэтому такие ковры изготавливаются только по специальному заказу.

2. Шерсть на шерсти – если ковёр полностью сделан из шерсти. Это традиционный вид Анатолийских ковров. Чаще всего украшается геометрическим орнаментом. Он очень мягкий, легко складывается и умещается в любую сумку.

3. Шерсть на хлопке – если на хлопковую основу наносят шерстяной ворс.

Долгое время в турецком ковроткачестве для окраски ковров использовались растительные экстракты: корень марены давал красный цвет, индиго – синий, а ромашки – желтый. В 1863 году, с момента появления химических красителей, ковроткачество перешло на новую систему окраски, сохраняя при этом традиционную цветовую палитру.

К старинным образцам можно отнести ковры, выполненные в пурпурном и ярко-желтом цвете, современные изделия в пастельных тонах – это, в большей степени, шаг навстречу европейским потребителям, уводящий прочь от оригинальной культуры плетения ковров. Среди наиболее ценных образцов турецких ковров абсолютное большинство – сотканные из шерсти, окрашенной растительными красками и выполненные с традиционным орнаментом.

Натуральные красители не выгорают, в отличие от химических. Часто мастерицы из конкретных деревень имеют свои секреты достижения уникальных цветов. Вместе с определенным оформлением и техникой изготовления, цвета и оттенки являются определяющими моментами, по которым специалисты могут определить в каком районе и какой деревне был соткан тот или иной ковер.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here