Еврейское наследие

0
110

Первые евреи по оценкам исследователей поселились в Анатолии в VI веке до нашей эры, что делает еврейскую общину в Турции одной из старейших в мире. Библейские ссылки у Исайи (66:19) и Йоэля (3:4-6) свидетельствуют о еврейском присутствии в Анатолии, указывая на место под названием Сфарад в Авдии (1:20). В 3 веке до н. э. Антиох привел 2 тыс. евреев во Фригию и Лидию, процветающие цивилизации в Западной Анатолии, и первые синагоги в Малой Азии были построены именно в это время. Цицерон пишет, что денежные средства, которые евреи из Бергама собрали для Святого Храма (Bet Hamikdash)  в Иерусалиме были конфискованы, подтверждая в этом контексте еврейское присутствие.

Святой Павел родился в Тарсе и вел жизнь влиятельного и зажиточного еврея, пока не стал апостолом Иисуса Христа. Позже во время многочисленных путешествий, целью которых было проповедовать Евангелие, он посещал места в Анатолии, где располагались крупные еврейские общины. В первые несколько веков нашей эры существовали богатые еврейские общины в Иераполисе (Памуккале) и Каппадокии в Центральной Анатолии. Во времена Византийской империи большинство еврейских общин осели в Западной Анатолии и в Стамбуле, тогда Стамбул назывался Константинополь. Права евреев были значительно ограничены законами, принятыми византийскими правителями – Константином, Феодосием и Юстинианом. И они наиболее серьезно пострадали во времена крестовых походов, когда Константинополь был временно оккупирован Романским  Королевством, и еврейские районы были сожжены. Таким образом, когда Мехмед II захватил Константинополь в 1453 году (Византийская), еврейская община приветствовала его как освободителя.

В течение последующих двух столетий страна стала раем для евреев, спасающихся от репрессий и изгнанных из различных частей Европы, включая Венгрию, Францию, Испанию, Сицилию, Салоники и Баварию. Османы очень поддерживали еврейскую иммиграцию, которая превратилась в стремительный поток, когда испанские и португальские евреи были изгнаны из своих домов испанской инквизицией и бежали в Турцию. Эти евреи использовали свои международные связи и языковые навыки для развития внешней торговли Османской империи. В либеральной атмосфере османского правления деятельность евреев процветала, и многие евреи заняли важные должности. Стамбул стал домом для великих раввинов и ученых и одним из главных центров печати еврейских книг. Еврейское сообщество начало угасать в 17 веке, отражая упадок международного положения страны. В 19 веке сложилась такая ситуация, что многим  евреям пришлось эмигрировать. Большинство поселились в Америке. На рубеже 20 века около 100 тыс. евреев проживали в Турции:  46.000 в Стамбуле, более 16.000 в Измире, 5.700 в Эдирне, 23.000 в Чанаккале, Бурсе и Каппадокии.

Современная Турция стала светской, Демократической республикой. В 1992 году еврейская община отметила 500-летний юбилей прибытия первых сефардов. Сегодня около 25 тыс. евреев проживают в Турции как граждане Турции. Еврейская община официально признана государством через свой Главный раввинат.

ХАРРАН

Харран был обителью пророка Авраама длительный период времени (Бытие 11; 26.25:10). Считается, что Авраам получил слово Божье в возрасте 75 лет, когда он жил в Харране. Авраам и его семья начали свое путешествие в Ханаан (Бытие 12: 4). Таким образом, можно утверждать, что предки евреев были в этих местах с начала, по крайней мере, библейских времен. Если райский сад когда-либо существовал, считается, что он был расположен в районе рек Тигр и Евфрат, которые берут свои истоки в Восточной Турции. Дома в Харране строились из каменных блоков в стиле «иглу» во избежание попадания прямого солнечного света. Отдельный купол покрывал каждую комнату, и в комнатах, в основном, не делали окон с целью сохранения тепла. Архитектура в Харране сохранилась в неизменном виде со времен Авраама.

САРДЫ

Сарды был столицей Королевства Лидия, правителем которого между 560 и 546 годами до н. э. был богатый Царь Крез, первый монарх, чеканивший монеты. Во времена Римской империи Сарды стал городом со 100.000 населением,  большую часть составляло процветающее еврейское население. Синагога Сарды, вероятно, была преобразована из базилики, здание которой было подарено евреям римлянами. В поддержку этой теории говорит то, что к зданию синагоги примыкает великолепный спортивный зал. Размеры Синагоги: 120 метров в длину и 18 метров в ширину; датируется 3 веком н. э. Оригинальную мозаику пола можно увидеть нетронутой и сегодня, тогда как мраморные панели на стенах были восстановлены с имитацией оригинальных материалов и технологий. Дощечка, изображающая семиствольный подсвечник (менора), лулав (ветвь пальмового дерева) и шофар (музыкальный инструмент, сделанный из рога животного), была найдена на основании святыни. Две пары мраморных Львов (реплики) стоят на страже храма. Полукруглые скамейки в апсиде позади стола, вероятно, предназначались для «старцев».

НЕКРОПОЛЬ ИЕРАПОЛИС

Крупнейшее римское кладбище в Анатолии, площадью более чем один квадратный километр. Гробницы, построенные в различных стилях, меноры рядом с крестами и надписями на греческом и латинском языках. Иераполис и Лаодикия, которые были домом для крупных еврейских поселений во времена Римской империи, стали важными центрами ранней христианской экспансии. Эта область была процветающим коммерческим центром, специализирующимся на текстиле, и евреи приняли активное участие в развитии торговли. Когда в 7 веке н. э. города были заброшены, еврейское население также покинуло этот район.

ИЗМИР (СМИРНА)

В начале 17 века, когда Измир начал свое развитие как центр торговли Средиземноморья, он был одним из наиболее важных еврейских поселений в Османской империи. Из 16 тысяч, которые проживали в этом приморском городе до 1948 года, осталось лишь около 2 тысяч. Хотя сейчас евреи обитают главным образом в престижном районе Алсанкак, где они построили новую синагогу, SHAR HASHAMAYIM, основные достопримечательности сосредоточены вокруг базара. На базаре есть улица, теперь известная как Havra Street, где находятся девять синагог и множество еврейских магазинов. На сегодняшний день только две синагоги доступны для посещения. Одна из них – SENORA SYNAGOGUE. Просторное святилище, где доминирующим цветом является белый, отделано с использованием приглушенных бирюзовых оттенков и золота.  THE SHALOM SYNAGOGUE, здесь почти все, от стен до скамеек, это яркая бирюза. Подушки, украшенные яркими цветочными узорами, заполняют скамейки окаймляющие стены. Пол покрыт турецкими коврами, некоторые из которых отображают мотивы минаретов. Но самое поразительное – это оформление потолков. Так расписывались потолки в богатых домах Османской империи, с использованием геометрических орнаментов килимов и ярких цветов, так чтобы это выглядело как турецкий ковер. BETH ISRAEL SYNAGOGUE и «ASANSOR» или Лифт, первый в Измире, построенный в 1907 году Нисимом Леви. С помощью этого лифта осуществляется передвижение с одной стороны улицы на другую. Лифт функционирует и сегодня.

То, что евреи здесь были – почти несомненно, так как Святой Павел проповедовал в Эфесе и его первой целью были еврейские конгрегации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here